Самостоятельная замена счетчиков в квартире. Разговор с юристом

Обсудили самовольную замену приборов учёта
1 ноября 2021

Ранее мы писали об ответственности собственника за контролем сроков эксплуатации индивидуальных приборов учета (ИПУ) и что такое «поверка счетчика». Сегодня вместе с директором партнерской организации УЖК «Территория» - юридической компанией ООО «ЕПК «Астрея» Николаем Судницыным обсудим самовольную замену ИПУ.

- Николай Михайлович, что можно считать самовольным вмешательством при попытке или уже состоявшейся замене счетчика?

- Подобное вмешательство может быть выражено как механическое повреждение корпуса или заводских пломб прибора, повреждение антимагнитных пломб, обнаружение установленного магнита, фиксация подключения к сети и трубопроводу в обход счетчика и другие следы действий, которые так или иначе могут исказить данные счетного механизма. При выявлении подобного, исполнитель коммунальной услуги составляет акт о несанкционированном вмешательстве. Данное требование зафиксировано в п. 2 Постановления Правительства РФ № 442 и п. 81 (11) Постановления Правительства РФ № 354.

На основании составленного в установленном порядке акта безучетного потребления ресурсов исполнитель услуг доначисляет плату за коммунальный ресурс, если доступ к ИПУ в отсутствии потребителя невозможен.

mobile_file_2021-10-25_06-54-24.png

- Как рассчитывается объем ресурса, по которому будет начислена доплата?

- Согласно законодательству, объем определяется в соответствии с нормативами потребления ресурса, установленного в регионе, с применением повышающего коэффициента равного 10. При этом период, за который происходит расчет, начинается с даты предыдущей проверки счетчика до даты составления акта. Стоит отметить, что такое период не может быть больше трех месяцев.

- Предусмотрены ли еще какие-то выплаты в случае, если было самовольное вмешательство?

- Да. Так, согласно решению Верховного суда РФ по схожему разбирательству, в случае причинения реального имущественного ущерба исполнителю допускается механизм возмещения ИПУ.

- Если говорить о смене счетчика, то на что обратит внимание представитель исполнителя услуг при проверке, чтобы понять были ли вмешательства в его работу?

- В первую очередь представитель проверит целостность счетчика и отсутствие на нем механических повреждений, отверстий или трещин, прилегание стекла индикатора. Затем наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, отсутствие повреждений клеммной крышки ИПУ. И, конечно же, доступ к узлам, зажимам прибора учета, что позволит вмешаться в работу устройства.

- Что же делать собственнику, если счетчик неисправен?

- Требуется его замена, но она должна производиться после уведомления исполнителя услуг и в присутствии его представителя. Ведь замена счетчика – это не просто демонтаж вышедшего из строя и постановка нового. Это также и составление необходимых документов, в которых фиксируются показатели на момент монтажа, проверка пломб визуального контроля и государственного поверителя, проверка схем подключения нового прибора.

При этом, согласно действующим нормативам, в случае выхода счетчика из строя, собственнику необходимо известить об этом исполнителя услуг, сообщить показания прибора на тот момент и организовать его замену в течение 30 дней. Для демонтажа неисправного ИПУ потребитель обязан известить исполнителя о дате и времени таких работ не менее, чем за 2 рабочих дня.

Стоит подчеркнуть, что потребитель не вправе самовольно демонтировать приборы учета и подключать оборудование к внутридомовым инженерным системам, вносить в них изменения. Если потребитель видит, что прибор неисправен и не знает, что делать, то лучше всего первоначально обратиться в свою управляющую компанию. Опытные специалисты подскажут дальнейшие действия и помогут избежать неприятных последствий и разбирательств.