Мой дом – моя крепость

Отвечаем на частые вопросы собственников по теме безопасности ЖК
25 ноября 2021

Как показывает практика, большинство будущих собственников отдают предпочтение домам с организованной охраной и видеонаблюдением. И это не удивительно, ведь вопрос безопасности один из приоритетных для многих из нас. И речь здесь, в первую очередь, о безопасности наших близких. Поэтому к охране мы предъявляем особые требования.

Опрос управляющей компании «Территория» об оценке качества услуг показал, что более 27% опрошенных жителей полностью удовлетворены организацией охраны жилых комплексов под управлением «Территории», 30% опрошенных удовлетворены качеством услуг частично, а свыше 43 % - указали на недостаточную удовлетворенность. Более 200 человек также поделились своим мнением по поводу работы охраны и направили нам предложения по этому поводу. Мы попросили директора центра безопасности УК «Территория» Илью Халина ответить на поступившие вопросы и подробнее рассказать об охране домов. 

Охрана.png

Функции охраны. Кто их определяет?

- Илья Евгеньевич, работы охраны всегда вызывает особый интерес. Чем регламентируется функция охраны?

- Во-первых, такая деятельность урегулирована законом об охране* и подлежит обязательному лицензированию органами Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (статья 11 указанного закона). Лицензия предоставляется юридическим лицам сроком на пять лет. Она действует на всей территории страны. При этом законодатель определяет ряд нарушений, которые относятся к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении охранной деятельности.

Во-вторых, функции охраны регламентируются должностной инструкцией охранника, которая определяет его задачи, его права, ответственность, условия работы и прочие параметры. В обязательном порядке один экземпляр направляется в территориальный орган Росгвардии для уведомления о начале оказания охранных услуг.

- Могут ли собственники расширить перечень услуг?

Частные охранные предприятия в соответствии с договорными отношениями оказывают одну услугу – услугу охраны. Собственники могут выйти с предложениями расширить перечень обязанностей охранника, предусмотренных должностной инструкцией. При этом надо учитывать, что добавленные обязанности не должны противоречить Законам России, в том числе не брать на себя несвойственные функции (например, Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ). Т.е. собственники могут расширить функционал в рамках, разрешенных законом. Но надо понимать, что с увеличением обязанностей, вырастет и уровень оплаты.

- Достаточно большое количество комментариев поступило с просьбой оснастить подъезды видеокамерами. Как это правильно сделать?

- Устанавливать видеонаблюдение или нет – это решение собственников, утвержденное через общее собрание. Важно понимать, что техническое оснащение объекта любыми системами безопасности, в том числе видеокамерами – это бремя содержания собственниками своего имущества. Как, скажем, содержание лифтов, насосов и другого инженерного оборудования.

- Управляющие жилищные компании подключаются к этому вопросу?

- Да, конечно. Со своей стороны, мы предлагаем варианты систем видеонаблюдения, домофонии и т.д., от организаций, которые имеют положительную репутацию в своей профессиональной деятельности. Многолетний опыт позволяет сразу определить перечень необходимого оборудования, места установки. Технические задания, предварительный расчет стоимости работ и материалов мы выносим на собрания собственников. Если принимается решение об установке, управляющая жилищная компания заключает договор с подрядчиками.

- В случаях, когда УЖК понимает, что нужно обновить системы безопасности, предложения тоже выносятся на общее собрание?

- Да. Советам домов сообщаем о существующей проблеме, и путях решения: что можно сделать. Они (советы домов – прим.) уже принимают решения: сейчас провести обновление либо перенести его на другое время. Бывают, что решают ничего не делать. На каждом объекте ситуация своя.

Сейчас работа выстроена так – мы общаемся с руководителями управляющих компаний, даем рекомендации с точки зрения обеспечения технической безопасности. Обсуждаем, что-то добавить в техническом оснащении, исправить и т.д.

Какие существуют требования к охране?

- Как правило, на посту охраны работают мужчины. Но в одном из домов за объектом с помощью видеокамер наблюдает женщина. И жители спрашивают, могут ли женщины работать в охране? Какие требования к охранникам существуют?

- Сотрудник охраны обязан получить удостоверение частного охранника. Для этого он проходит обучение в лицензированной школе частного охранника. Обучившись, он предоставляет в Росгвардию: справку о состоянии здоровья, свидетельство о присвоении квалификации частного охранника и сдает экзамен. Таким образом, при получении удостоверения он подтверждает, что соответствует требованиям, которые предусмотрены для частного охранника. При этом пол значения не имеет.

Безусловно предпочтение отдается мужчинам. В соответствии с должностными инструкциями охранник не только осуществляет наблюдение за объектом с помощью видеонаблюдения. Он также осуществляет обходы территории, подъездов и, самое главное, за ним закреплена обязанность оперативно отреагировать на сообщения о противоправных действиях. Обычно, субъектами правонарушения являются мужчины крепкого телосложения либо группа подростков.

Учитывая особенности охраняемых объектов, мы не отказываемся от женщин-охранников. При этом охранники-женщины работают только в группе с охранниками-мужчинами.

- Если житель столкнулся с хамством со стороны охранника или невыполнением обязанностей. Куда можно обратиться?

- Следует признать, что такие факты редко, но бывают. Прежде всего, необходимо сообщить об этом руководству охраны. Номера телефонов руководителей охранных предприятий (организаций) размещены на информационных стендах в домах и на постах охраны. При получении такого сообщения проводится проверка. В случае подтверждения факта сотрудник охраны привлекается к ответственности вплоть до увольнения. Об этом уведомляется обратившейся житель и ему приносятся извинения.

-А если факт не подтвердился?

- В любом случае мы даем мотивированный ответ обратившемуся жителю.

ЧП. Как избежать?

- Илья Евгеньевич, часть вопросов посвящены вероятности краж. Кто-то переживает за оставленный в подъезде велосипед, кто-то за коляску. Как избежать этого? Что можно сделать?

- Охранники несут ответственность за то, что передано им под охрану актами приема-передачи, которые является неотъемлемой частью договоров. Это общедомовое имущество. Например, почтовые ящики, двери, окна и фурнитура, счетчики, инженерные коммуникации и т.д. Бывали случаи, когда воровали даже лампочки в МОП.

Что касается хищения личного имущества. Это происходит чаще всего в местах общего пользования, где оно, по правилам, храниться в принципе не должно. И здесь ответственность за сохранность своего имущества жильцы берут на себя, оставляя его в данных местах.

Там, где сотрудники охраны работают давно и запомнили большинство жителей, а также там, где имеется видеонаблюдение, охрана, видя, что посторонние пытаются взять имущество жильцов, предотвращает это.

Здесь хотелось бы напомнить жителями о бдительности. Недоброжелатели часто обманными способами проникают в дом через звонок в домофоны, либо притворяются жителями и заходят вместе с собственниками в подъезды или калитку.

- А что делать жителям, если подобное все же произошло?

- Уведомить охрану для сохранения всех видеозаписей и вызвать полицию.

- Если говорить о домах, где стоят видеокамеры. Могут ли собственники как-то посмотреть видео в случае ЧП?

- Как я объяснил выше, оплату за установку и обслуживание видеонаблюдения осуществляют собственники. Это их продукт, которым они вправе пользоваться. Мы понимаем, что не представляется возможным определить какую цель собственник преследует, прося предоставить возможность просмотра видеоархива. Либо это связано с тем, что пропал близкий человек, совершены какие-либо противоправные действиями в отношении его лично, членов его семьи, нанесен какой-либо материальный ущерб. Или он под выдуманным предлогом, в корыстных целях хочет получить информацию о других жителях. Поэтому видеозапись мы покажем, но без предоставления возможности ее скопировать. В случаях подтверждения фактов противоправных действий запись будет сохранена до истребования ее в официальном порядке. Это письменный запрос из государственных правоохранительных органов. Либо, по письменному запросу через управляющею компанию.

- А что делать, если, например, на прогулке ребенок оставил любимую игрушку? Вернулись, а вечером ее уже нет.

- Если при обходе территорий, подъездов охранники находят оставленные без присмотра вещи, их забирают на пост охраны. Далее через общедомовые чаты либо другие способы информации сообщается о находках жителям.

- Может ли охрана как-то повлиять на шумных соседей или хулиганов, проникших на территорию двора?

- Данные действия относятся к правонарушениям, за которые предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Соответственно сотрудник охраны обязан принять меры для пресечения данных действий. Но не превышая своих полномочий. И, при этом, обеспечить как личную безопасность, так и безопасность окружающих. В случаях, если своими силами он пресечь это не может, он вызывает группу быстрого реагирования либо правоохранительные органы.

- Один из вопросов жителей из нашего опроса звучал так: «А может охрана повлиять на выселение соседей, которые, например, злоупотребляют алкоголем?»

- Охрана действует в рамках своего функционала. К сожалению, повлиять на выселение ни сможет ни она, ни управляющая компания.

Охранники регулярно пишут раппорта, в т.ч. отчеты о том, что произошло за сутки. Поэтому если потребуются доказательства, подтверждающие систематическую проблемность, конечно, охрана предоставит заинтересованным лицам по официальному запросу.

Резюмируя тему об охране домов, обозначим основные пункты, которые позволяют лучше понимать работу охранников:

1. Функция определяется законом об охране и подлежит обязательному лицензированию. Задачи, права, ответственность, условия работы и пр. определяет должностная инструкция охранника.

2. Собственники могут выйти с предложениями расширить перечень обязанностей охранника, предусмотренных должностной инструкцией. Расширить функции можно, но только в рамках, разрешенных законом. Увеличение или снижение перечня прямым образом влияет на уровень оплаты.

3. Установка видеокамер – это решение собственников, принимаемое на общем собрании. С предложением об обновлении системы безопасности может выступить УЖК, сообщив советам домов и предложив пути решения вопроса.

4. Каждый сотрудник охраны обязан получить удостоверение частного охранника. При его получении охранник проходит обучение, сдает экзамен, предоставляет справку о состоянии здоровья и присвоении квалификации частного охранника в Росгвардию.

В качестве охранника может выступать и женщина. Но при этом они работают только в группе с охранниками-мужчинами.

5. Если житель столкнулся с хамством или невыполнением обязанностей со стороны охранника, стоит сразу сообщить об этом руководству охраны. Номера телефонов руководителей охранных предприятий (организаций) размещены на информационных стендах в домах и на постах охраны.

6. По актам приема-передачи, являющимися неотъемлемой частью договора, охранники несут ответственность за общедомовое имущество. При этом, хищение личного имущества чаще всего происходит, если оставить его в местах общего пользования (где оно, по правилам, храниться не должно). Избежать подобного можно, проявив бдительность. Так, не стоит пускать незнакомых по звонку в домофон, пропускать их в подъезды или калитку.

7. Если произошло ЧП, стоит уведомить охрану для сохранения видеозаписей, вызвать полицию.

В случаях подтверждения фактов противоправных действий запись с видеокамеры будет сохранена до истребования ее в официальном порядке. Это письменный запрос из государственных правоохранительных органов. Либо, по письменному запросу через управляющею компанию.

 

*Федеральный закон от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»